Категории: Пробы и клейма | Дата: 2020-06-09 17:57:32 | Обновлена дата: 2021-05-03 17:57:40 | Автор: Евгения
История одного клейма. Клеймение – это так интересно. Можно ли идти дальше, не разобравшись с основой отрасли?
Всякое цивилизованное общество стремится контролировать эту сторону жизни ювелирных изделий, вводить клейма установленного образца. И следить за соблюдением этих введений, норм.
Почему украшения нуждаются в клеймении?
Украшения появились на заре человеческой цивилизации. И каждый мастер стремился как-то обозначить свою работу, «застопорить» работу за собою. Это помогало и развитию ремесла мастера и привлекало заказчиков.
Современный рынок ювелирных изделий. Клеймение.
Также как люди носят фамилию, так и украшения нуждаются в клеймении. Идентификация. Так появились ремесленные общины, сегодня это готовые бренды или ювелирные производства. Бренд – это клеймо. Фамилия, которую мы носим, также в какой-то мере бренд.
Современный рынок ювелирных изделий достаточно сложен и не совершенен в этом плане. И именно клеймению в будущем будет отводиться первостепенная роль.
Особенно это важно для тех ювелирных структур, которые работают не только на внутренний рынок, но и стремятся выйти на внешний. На Руси клейма были нескольких видов, во всяком случае, об этом свидетельствует история. Для экспорта – одни, для импорта – другие.
Известно, что никто не любит украшений, на которых отсутствуют знаки качества. Само собой такое украшение перестает вызывать доверие. Верить на слово пока мы не привыкли. Получатель хочет понимать, откуда это изделие, кто его изготовил и из какого материала.
Англии в этом роде отводится эталонная роль.
И если в Англии клеймо мастера было ассоциативным (пиктограммы с рисунками, образами, ассоциирующимися с мастером, чаще фамилией), то на Руси ставились инициалы мастера. Наряду с другими клеймами. Когда какое клеймо ставить? Ассоциативное клеймо - для ювелирных заводов или регионов (как лист каштана, на примере Киевского ювелирного, в Киеве ведь каштаны), инициалы – для частных ювелиров, для частных мастерских-изготовителей.
Другие клейма – это какие? Прежде всего год производства изделия. И здесь уместны как римские, так и арабские цифры, для разделения. Иногда год выпуска опускается, но пробирный контроль обязателен.
Выходит, что одно изделие может иметь не менее 3-4 клейм. Зачем все усложнять? Обременять и без того обремененную ювелирную отрасль? А как иначе? Иначе не возможно контролировать эту область, всегда будет нелегальное, неликвидное, не бездоходное производство.
И все же ювелирная отрасль России попыталась это сделать, введя в обиход именники, информация которых была исчерпывающей: содержала и код производителя, и год производства, и шифр инспекции пробирного надзора. Одним именником - трех зайцев.
Низкопробный – значит несоответствующий стандарту
Понятию ни один день. Появилось задолго до введение в современный обиход и переписывание. Ранее низкопробным считался металл – ниже установленного стандартом. Он и сейчас таковым является. Только стандарты разные. И если раньше, еще несколько столетий назад, для золотых изделий – это была 48-я проба, измеренная в золотниках (500-я метрическая – почитайте, о ее применении), то сегодня это 375-я – эквивалент 36-й. Для серебра 84-я (18-19 вв.), - 875 метрическая. Сегодня это уже 800-я, равная 77 золотникам. Я сейчас говорю о ювелирных украшениях, а не техническом применении металла. В случае с серебром – это еще и посуда.
Чем объясняется такое расхождение? Понижение пробы? Многими факторами. Среди которых выделить один, даже доминантный, было бы неправильно (помните? «нет более опасной фразы, чем та, что выдрана из контекста»).
Пренебрежительное «низкопробка». Сегодня «низкопробный» - на языке не только у людей, имеющее непосредственное отношение к ювелирной области (прежде всего ломбардной ее ветке). Но и у людей, не имеющих ни малейшего отношения к ювелирной отрасли, но самое непосредственное – к низкопробной.
Примечательно. Что пиктограммы клейм английских ювелирных мастеров были красивыми: цветы, животные …свидетельство того, что фамилии ювелирных мастеров были, бесспорно, такими же.
Есть еще экспортные клейма. На Руси всегда они были. Отличались от клейм, для внутреннего обращения.
Другие статьи:
Золотниковая система проб золота: 56, 72, 82, 92, 94, 96 и серебра: 84, 87, 88, 90, 91, 95